f3bc5676     

Гумилев Лев - От Руси До России - Очерки Этнической Истории



Лев Николаевич Гумилев
От Руси до России: очерки этнической истории
Эта последняя работа, подготовленная Л. Н. Гумилевым к печати, -
результат глубокого, многостороннего изучения автором этнической истории
нашей страны. Книга фактически продолжает и дополняет его предыдущее
исследование "Древняя Русь и Великая степь".
Как и все труды Л. Н. Гумилева, книга "От Руси до России" (это название
дал книге сам автор) содержит колоссальный объем фактического материала,
анализ которого позволил автору сделать серьезные научные обобщения,
по-новому взглянуть на, казалось бы, известные факты исторической географии.
Очерки событий, происходивших в I-XVIII вв., написаны интересно, даже
увлекательно, "экспериментальным" стилем, так как, по словам Л. Н. Гумилева,
его задача состояла в том. чтобы читатели "уяснили содержание работы и не
бросили книгу, не дочитав".
Книге "От Руси до России" присуждена премия "Вехи", почетный диплом
которой присуждается за произведения, вносящие выдающийся вклад в понимание
России, ее истории, ее духа.
По просьбе автора издание содержит три указателя: именной,
географических и этнических названий, а также словарь основных терминов и
редко употребляемых слов.
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Сегодня в нашей стране наблюдается небывалый рост интереса к истории.
Чем он вызван, на чем основан? Часто можно слышать, что, запутавшись в
проблемах современных, люди обращаются к истории в поисках выхода из тяжелых
ситуаций, как говорили в старину, "за поучительными примерами". Пусть так,
но в таком случае интерес к истории свидетельствует и о другом:
современность и история воспринимаются большинством наших соотечественников
как принципиально разные, несовместимые временные стихии. Часто история и
современность просто сталкиваются лбами: "Нам интересна только современность
и нужно знание только о ней!" Похожие суждения можно услышать и в ученом
споре, и в беседе за чаем, и даже в базарной склоке.
Действительно, для противопоставления современности и истории есть
некоторые основания. Само слово "история" подразумевает "бывшее раньше",
"несегодняшнее", а значит, историческая наука немыслима без учета изменений,
отделяющих "вчера" от "сегодня". Количество и масштабы этих изменений могут
быть ничтожны, но вне их история не существует. Говоря "современность", мы,
напротив, имеем в виду некоторую привычную и кажущуюся нам стабильной
систему взаимоотношений внутри страны и вне ее. Вот это-то привычное,
знакомое, почти неизменное и понятное и противопоставляется обычно истории -
чему-то неочевидному, неосязаемому и потому непонятному. А дальше просто:
если мы не можем с современной точки зрения объяснить действия
исторических персонажей, это значит, что они не были образованны, обладали
многочисленными сословными предрассудками и вообще жили без благ
научно-технического прогресса. Тем хуже для них!
И ведь мало кому приходит в голову, что в свое время прошлое тоже было
современностью. Значит, видимое постоянство современности - обман, и сама
она ничем не отличается от истории. Все хваленое настоящее - лишь момент,
тут же становящийся прошлым, а вернуть сегодняшнее утро ничуть не легче, чем
эпоху Пуниче-ских или наполеоновских войн. И как это ни парадоксально,
именно современность мнима, а история - реальна. Для нее характерна смена
эпох, когда внезапно рушится равновесие народов и держав: малые племена
совершают великие походы и завоевания, а могучие империи оказываются
бессильными; одна культура сменяе



Содержание раздела